АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А40-99804/2014
г. Москва 22 сентября 2014 г.
Резолютивная часть объявлена 16 сентября 2014 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-867),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Деловой центр Минаевский" (ИНН 7704502786, 127018 г. Москава, Сущевский вал, д. 16, стр. 5)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, 20)
Третье лицо - ОАО «МОЭК» о признании незаконным отказа от 27.05.2014 г. при участии:
от заявителя - Терещенко И.В., дов. от 17.03.2014 г. № Д-52 от ответчика - Исаян А.А., дов. от 27.12.2013 г. № 33-Д-938/13 от третьего лица - не явился, извещен


УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.09.2014 г. по 16.09.2014 г.
ООО "Деловой центр Минаевский" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы, выразившиеся в отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и №77:02:0024024:23, обязать Департамент городского имущества г. Москвы выдать указанное распоряжение.
В обоснование заявленных требований ООО "Деловой центр Минаевский" ссылается на несоответствие оспариваемого отказа положениям земельного законодательства, а также нарушение им прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель ответчика по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого отказа, поскольку, как указывает Департамент, искомый земельный участок выделен красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории, а действующим законодательством не предусмотрена необходимость выпуска схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории для последующего внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.
Представитель 3-го лица, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из представленных материалов, земельные участки площадью 4 613 кв.м. и 2 900 кв.м. с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23 принадлежат заявителю на праве аренды. 28.02.2001 г. между заявителем и Москомзем был заключен Договор долгосрочной аренды земельного участка № М-02-016740 с кадастровым номером 770224024003, площадью 3 922 кв.м., по указанному выше адресу с разрешенным использованием: для использования территории и эксплуатации здании торгового центра, сроком на 49 лет; 31.01.02 г. к указанному выше Договору было заключено Дополнительное соглашение, в котором было отражено изменение площади земельного участка, составившего 4 693 кв.м. и его кадастрового номера которым значился номер 77022402426 (Дополнительное соглашение от 20.10.04 г.); 29.12.03 г. к указанному выше Договору было заключено Дополнительное соглашение, в котором было отражено изменение площади земельного участка, составившего 6 637 кв.м.
30.07.04 г. указанный выше земельный участок был разделен на несколько земельных участков, земельному участку, являвшемуся предметом Договора аренды № М-02-016740 от 28.02.01 г., был присвоен кадастровый номер 770224024022. и площадь его была установлена в размере 4 613 кв.м.
В отношении оставшейся части земельного участка с кадастровым номером 770224024023, площадью 2 900 кв.м.. 30.07.04 г. между Заявителем и Москомзем был заключен Договор долгосрочной аренды № М-02-022502, сроком на 49 лет, с разрешенным использованием: для эксплуатации торгового комплекса.
Договоры аренды и Дополнительные соглашения прошли государственную регистрацию. Каких либо ограничений права аренды Заявителя ни указанные Договоры, ни Дополнительные соглашения к ним не содержат, изменения в них не вносились.
На указанных выше земельных участках расположены нежилые капитальные здания, являющиеся собственностью Заявителя и для эксплуатации которых земельные участки были предоставлены Заявителю.
В силу ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.03.2010 № Д23-889).
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 05.02.2010 № Д23-410 в случае, если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа образуемых (измененных) земельных участков к землям (земельным участкам) общего пользования, сведения об устанавливаемом ограничении (обременении) вещных прав в границах указанной части земельного участка должны быть включены в соответствующий межевой план (п. п. 63, 64 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412).
В соответствии с п. 63 Требований в случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.). Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в приложение к межевому плану (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 № Д23- 914).
Согласно п. 4.2.5 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП в полномочия Департамента входит принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Посчитав, что у Общества возникло право пользования земельными участками в соответствии с их целевым назначением на основании ст. 606 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ, 21.05.14 г. заявитель обратился в службу "одного окна" ДГИ г. Москвы с заявлением N 33-5-15150/14-(0)-0 о предоставлении государственной услуги «Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сущевский вал, вл. 16, стр. 1, 3, 4. К Заявлению, в соответствии с требованиями, установленными п. 2.5 Приложения № 4 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.05.12 г. N 199-ПП «Административного регламента предоставления государственной услуги г. Москвы «Выдача Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории» (в ред. ПП г. Москвы от 13.03.2014 N 119-ПП), был приложен пакет документов, отраженных в соответствующей выписке, а именно: документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя; документы, подтверждающие право собственности на здания, строения, сооружения, кадастровые паспорта на здания, строения, сооружения, кадастровые выписки о земельных участках, копии договоров аренды и дополнительных соглашений к ним. Также Заявителем была приложена Пояснительная записка от 21.05.14 г. к Департаменту о том, что разделение обоих земельных участков и образование из них третьего необходимо, в связи с тем, что по их территории проходит городской тепловой коллектор, принадлежащий ОАО «МОЭК», а также его охранная зона, общая площадь которого составляет 1 815,8 кв.м., в связи с чем требуется формирование и определение границ земельного участка, занимаемого коллектором и его охранной зоной, а также установление разрешенного использования вновь образованного земельного участка, в соответствии с действующим законодательством г. Москвы. К пояснительной записке в виде отдельного документа прилагался Технический отчет, содержащий абрис (схема привязки землеотводов), план границ земельного участка, линии градостроительного регулирования.
Решением от 27.05.2014 г. №33-5-15150/14-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы отказал в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровым № 77:02:0024024:24 и кадастровым №77:02:0024024:23, указав на следующие обстоятельства.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Для эксплуатации зданий по адресам: г.Москва, ул.Сущевский Вал, вл.16, стр.1. 3, 4, 6 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 4613 кв.м и 2900 кв.м с кадастровыми номерами ~":02:0024024:24 и 77:02:0024024:23.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости пересечение границ указанных земельных участков с границами смежных земельных участков отсутствует. Проектом межевания территории квартала для эксплуатации данных зданий определен земельный участок в больших границах. Согласно линиям градостроительного регулирования части земельных участков расположены в границах технической зоны.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.08.2007 №753- ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для земельных участков и их частей, попадающих в техническую (охранную) зону подземных сооружений, устанавливается ограничение «запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения». Каких-либо иных ограничений для использования таких земельных участков не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для уменьшения площади рассматриваемых участков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.10.1.2 Административного регламента, ДГИ г. Москвы письмом от 27.05.2014 N 33-5- 15150/14-(0)-1 отказало Заявителю в предоставлении истребованной государственной услуги.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая требования заявителя законными, обоснованными, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, В 2007 году ОАО «Московская теплосетевая компания» (в настоящее время ОАО «МОЭК» - Заинтересованное лицо по настоящему делу) завершило строительство линейного объекта - прокладку подземной теплотрассы, проходящей в пределах границ указанных выше земельных участков с кадастровыми номерами: 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23.
В целях наиболее эффективного использования арендуемой территории Заявитель обратился к ОАО «МОЭК» с просьбой согласовать ситуационный план по организации подземной автостоянки.
Письмом ОАО «Московская теплосетевая компания» от 08.02.07 г. в адрес ООО «Деловой центр Минаевский» за № ЯР - 12/278 «О согласовании ситуационного плана» был направлен ответ, из которого следует, что в соответствии с требованиями, установленными п. 6.1.8. «Правил технической эксплуатации тепловых установок», утвержденных Минэнерго России № 115 от 24.03.03 г. и зарегистрированных Минюстом России № 4358 от 02.04.03 г.: тепловые сети являются источником повышенной опасности; охранная зона теплотрассы составляет 8 метров в обе стороны от стенок канала до фундамента зданий и границ сооружений; в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, а также устраивать стоянки всех видов машин и механизмов, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения и заборы, устраивать игровые и спортивные площадки; запрещается посадка деревьев и кустарников в охранной зоне теплотрассы; запрещаются любые виды складирования в охранной зоне теплотрассы; запрещается установка любых сооружений и конструкций в охранной зоне теплотрассы; запрещается устройство въезда-выезда в местах прохождения теплотрассы и в ее охранной зоне и т.д.
Размер участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23 составляет 39, 2 кв.м. и 1 776,6 кв.м. соответственно. Общая площадь земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной входящего в состав земельных участков, принадлежащих на праве аренды Заявителю составляет: 39,2+ 1776.6= 1 815. 8 кв.м.
Согласно приказу Минстроя РФ от 17.08.92 г. № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей», предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей должны выполнять типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта. Но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п. 4 Правил).
Минимальные допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов.
Основываясь на ограничениях, установленных действующим законодательством, которые были затронуты выше, а также подтвержденные соответствующим письмом ОАО «МОЭК», земельный участок, по которому проходит тепловой коллектор и его охранная зона, вообще невозможно использовать никоим образом.
Между тем Договоры аренды земельных участков являются платными. Заключая их, заявитель преследовал цель не только установленную его Уставными документами, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, но и установленную указанными Договорами аренды, то есть для эксплуатации зданий, расположенных на указанных выше земельных участках, а также самой территории торгового центра в полном объеме.
Стоимость аренды данных участков рассчитана исходя из целевого разрешенного использования земельного участка в целом, в то время как более 30 % арендованной земли Заявителем использовано по целевому назначению, установленному Договором быть не может, что нарушает его право как арендатора пользования земельными участками, установленные ст. 209 и 305 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с требованиями, установленными п. 2.2, Приложения № 4 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с: Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установлен п. 2.10. Административного регламента, который является исчерпывающим.
Свой отказ в предоставлении государственной услуги ДГИ основывает п. 2.10.1.2 Административного регламента, согласно которому основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативно правовыми актами города Москвы, а также: для эксплуатации зданий по адресам: г. Москва, Сущевский Вал, вл. 16, стр. 1,3,4,6 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 4 613 кв.м. и 2 900 кв.м. с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23: согласно сведениям государственного кадастра недвижимости пересечение границ указанных земельных участков с границами смежных земельных участков отсутствует; проектом межевания территории квартала для эксплуатации данных зданий определен земельный участок в больших границах: согласно линиям градостроительного регулирования части земельных участков расположены в границах технической зоны; в соответствии с 1111 г. Москвы от 28.08.07 г. № 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в г. Москве» для земельных участков и их частей, попадающих в техническую (охранную) зону подземных сооружений, устанавливается ограничение «запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения»; каких-либо иных ограничений для использования таких земельных участков не установлено; оснований для уменьшения площади рассматриваемых земельных участков не имеется.
Судом установлено, что ни одно из приведенных выше оснований не относится к основаниям, дающим право ДГИ г. Москвы в соответствии с требованиями Административного регламента отказать Заявителю в предоставлении заявленной государственной услуги, в связи с чем ДГИ г. Москвы нарушено требование, установленное п. 2.10.1.2. Административного регламента.
Договоры аренды указанных выше земельных участков были заключены значительно раньше, чем осуществлено строительства данного коллектора, следовательно ссылка ДГИ г. Москвы о том, что проектом межевания территории квартала для эксплуатации данных зданий определен земельный участок в больших границах несостоятельна, тж. во-первых земельные участки предоставлены Заявителю под целевое использование - использование территории и для эксплуатации зданий на них расположенных, а вовсе не для эксплуатации или содержания городского коллектора, во-вторых земельные участки в указанных площадях были переданы Заявителю значительно ранее, чем состоялось строительство коллектора и более того без его учета.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абз. 1 п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельною участка и утверждает проект его границ.
Согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» ст. ст. 1, 3, 15, 17 предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территории являются объектами землеустройства, в отношении которых в обязательном порядке проводится землеустройство.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 68 ЗК РФ, землеустройство включает в себя мероприятия но изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Землеустроительные работы характеризуются описанием местоположения границ объекта землеустройства и установлению на местности границ объектов землеустройства.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства установлен приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, п. 8 которого, предписывает, что в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 основанного на ст. 24 ФЗ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» юридические липа, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны передавать в фонд данных (ГКФ) 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.
Согласно п. 2 ПП РФ от 20.08.2009 г. № 688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства» установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Следовательно, сведения об указанном объекте должны поступить в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 64 и 65 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.10 г. № 42 (в ред. от 12.03.14 г.) «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости», в Реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
В Реестр вносятся следующие сведения о частях земельного участка: описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, а также картой (планом) объекта землеустройства и в соответствии с пунктом 72.1 Порядка (в случае если часть земельного участка образована в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории);
Порядок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости, их состав и объем, определен ст. 10 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно требованиям норм ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая взаимосвязь положений Административного регламента и невозможность его произвольного трактования, под основаниями, предусмотренными федеральными законами и нормативно правовыми актами г. Москвы в данном случае понимаются именно те акты, которые установлены п. 2.2. Административного регламента.
ДГИ г. Москвы не представлено доказательств наличия спора о праве на испрашиваемый земельный участок, а также, что земельный участок зарезервирован или изъят из гражданского оборота.
Такого основания для отказа в предоставлении государственной услуги как то, что Заявитель не представил в Департамент документов свидетельствующих о каких-либо правах на указанное подземное сооружение (тепловой коллектор), расположенный на испрашиваемом участке, Административный регламент не содержит. При этом перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим (пункт 2.23 Административного Регламента).
Ответчиком не доказано, что прохождение по территории земельного участка теплового коллектора препятствует утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. Правовые нормы, подтверждающие указанный довод Заинтересованного лица, не указаны. Отнесение земельного участка к тем или иным зонам охраны оформляется соответствующими документами уполномоченного органа исполнительной власти с указанием ограничений.
Ссылка ответчика на постановление Правительства г. Москвы от 20.03.01 г. № 270-1111 «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в г. Москве», согласно которому линии градостроительного регулирования это границы территорий, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями, не только не исключает возможность предоставления испрашиваемой Заявителем государственной услуги, но и является одним из оснований для ее предоставления, в соответствии с разделом 2, указанного Положения, из которого следует, что План линий градостроительного регулирования - один из видов территориальных регламентов и составная часть градостроительного регламента города Москвы, который содержит все действующие на территории города линии градостроительного регулирования, установленные и утвержденные разбивочными чертежами-актами линий градостроительного регулирования, и подлежит обязательному использованию и соблюдению на всех стадиях градостроительного проектирования и при реализации градостроительной деятельности и земельно¬правовых отношений.
С учетом указанных обстоятельств Заявитель, располагая правами аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23, общей площадью 7 513 кв.м. (2 900 кв.м. +4613 кв.м.) может реально использовать по назначению (для использования территории и эксплуатации торгового комплекса и эксплуатации зданий торгового центра) только 5 697. 2 кв. м. (7 513 кв.м. - 1 815,8 кв.м.). При этом, 1 815,8 кв.м. невозможно использовать по назначению предусмотренному условиями Договоров аренды земельных участков.
Суд также учитывает, что до настоящего времени не определены границы и охранная зона теплового коллектора ни документально, ни на местности, что делает невозможным соблюдение предписаний действующего законодательства в отношении зон с особыми условиями использования территорий, так как Заявитель не знает точных границ ее местонахождения и постоянно несет риск, что его имуществу или имуществу клиентов или гостей торгового комплекса Заявителя может быть причинен вред.
Учитывая, что земельный участок под тепловым коллектором не сформирован, сведения об ограничениях в пользовании данными земельными участками в сведения Государственного кадастра не внесены. Заявитель не имеет возможности изменить разрешенное использование земельных участков занятых тепловым коллектором, и как следствие произвести перерасчет арендной платы по Договорам аренды, внести соответствующие изменения в заключенные Договоры аренды, что нарушает права и законные интересы Заявителя.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушении указанных норм ответчиком не представлены доказательства подтверждающие основания для принятия оспариваемого отказа.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.
Таким образом, оспариваемый отказ в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровым № 77:02:0024024:24 и кадастровым №77:02:0024024:23, неправомерен, принят с нарушениями норм земельного законодательства, нарушает охраняемые права и интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений, суд считает необходимым обязать ответчика в 15-дневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Признать недействительным отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом от 27.05.2014 г. № 33-5-15150/14-(0)-1 (проверено на соответствие Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральному закону № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Обязать Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее тридцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда выдать ООО "Деловой центр Минаевский" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Деловой центр Минаевский" судебные расходы по госпошлине в размере 2 000 руб.
Возвратить ООО "Деловой центр Минаевский" из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
И.В. Корогодов